Page 19 - Kur`er_Print.indd

This is a SEO version of Kur`er_Print.indd. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »
C
M
Y
K
19
ȹ6-7 (83-84), ȐȦȕȤ-ȐȦȓȤ 2011 ȋ.
ǺǸǨǬǰǾǰǰ
Никто, кроме нас, Россию не спасет!
С
воё служение Отечест-
ву Виктор Гаврилович
видит так.
Если у народа отобрать веру,
язык, культуру, то народ станет
населением. Сохраним культуру
– сбережём народ.
Только казачьи песни могут
сочетать в себе драматические и
ликующие слова одновременно.
Достаточно вспомнить песню
«Любо, братцы, любо». Это глу-
боко трагическая песня о смер-
ти, но зрители чувствуют такой
душевный подъем, что не вос-
принимают ее таковой. В этом
наша сила, в этом весь наш на-
строй и вера в непобедимость
русского народа! К нам на кон-
церты приходит удивительная
публика, уже в первые минуты
они становятся нашими близ-
кими друзьями. Приятно, ког-
да зрители воспринимают не
только веселые песни, но и се-
рьезные, глубокие по содержа-
нию. Я счастлив, да и разве мо-
жет быть иначе, ведь у меня в
руках такая скрипка, как Кубан-
ский казачий хор. Его создал не
я, а наши деды и прадеды. Мое
дело – продолжать то, что нача-
ли они. Кубанский казачий хор
– мой крест, смысл моей жизни,
ради него каждый день я встаю
в шесть утра и ложусь за пол-
ночь. Мечтаю, чтобы его судь-
ба оказалась в надежных руках.
У меня очень много творческих
планов. Ещё лежат сотни нерас-
шифрованных и необработан-
ных для хора народных песен,
ждут своего часа замечательные
тексты двух русских поэтов-
классиков, много есть новорож-
денных мелодий, ещё не запи-
санных на ноты. Не говорю уже
о том, что впереди большие гас-
трольные планы. Двухсотлет-
ний юбилей Кубанского казачь-
его хора – это та вершина, к ко-
торой мы сейчас идём. Предсто-
ит решить ещё много проблем,
как творческих, так и организа-
ционных, социальных и прочих.
Но самое главное, я уверен, что
праздновать этот юбилей будем
не только мы, кубанцы, но вмес-
те с нами будет праздновать весь
мир.
Почему во все времена каж-
дый народ заботился не только
о своей бренной жизни, пропи-
тании и материальных благах,
но и о непреходящих духовных
ценностях? Почему у каждо-
го народа есть свои вера, язык,
традиционная культура, исто-
рическая память? Да потому что
это, собственно, и есть те осно-
вополагающие столпы, на кото-
рых зиждется само понятие «на-
род», его национальное самосо-
знание. Без этих столпов народ
как соборное понятие рушится,
превращается в людскую массу,
Это призыв художест-
венного руководителя и
главного дирижёра Ку-
банского казачьего хора
Виктора Гавриловича За-
харченко, безусловно
разделяют и казаки Ка-
захстана.
в «население». А ведь у нас мно-
говековая история, материаль-
ная и духовная культура. Нам
есть что сохранять, развивать,
ради чего жить. Так почему бы
не вернуться к своим корням –
духовным и культурным исто-
кам, ибо корни держат ствол де-
рева, а не наоборот.
Никто, кроме нас, Россию не
спасёт. Посмотрите, русская
культура в мировом масшта-
бе одно из первых мест занима-
ет, касается ли это литературы,
поэзии, музыки, театра или жи-
вописи. Русская культура по-
могала нам духовно выстоять
во многих бедах. Главное – не
опускать руки. Будем верить в
Россию! Беречь её и любить. И
сердечными словами поэта Ни-
колая Рубцова, «спасибо, Роди-
на, что счастье есть», благода-
рить её.
У каждого настоящего худож-
ника должна быть чётко опреде-
лена миссия. Ради чего ты всё
это делаешь, какая у тебя сверх-
задача? Эту миссию Кубанско-
го казачьего хора определили
наши предки почти 200 лет на-
зад. Они задали тон. Хор был
создан как церковный. И он же
начал давать светские концер-
ты. И начал петь казачьи песни,
что очень важно. Потом в этом
же хоре родился оркестр, снача-
ла духовой, потом симфоничес-
кий. Этот же хор пел классичес-
кие произведения, сосредоточив
в себе духовное, народное (каза-
чье) и классическое (авторское)
начало. Таким образом, история
профессионального музыкаль-
ного искусства на Кубани начи-
нается с музыкантского и пев-
ческого хоров Кубанского каза-
чьего войска.
Когда я пришёл в Кубанс-
кий казачий хор, я истории его
не знал. Она нигде не была на-
писана. Все материалы, которые
мне постепенно удалось соб-
рать, были разбросаны по раз-
ным библиотекам, архивам раз-
ных городов и даже стран. Ког-
да я начал изучать эту историю
– понял, что рождение в советс-
кое время Государственного Ку-
банского казачьего хора не было
случайным. Это была жизнен-
ная необходимость, поскольку
тогда хору было 110 лет, и его
утрата остро ощущалась на Ку-
бани.
Так что создание хора в 1936
году было продиктовано, не
столько большой любовью к ка-
зачьей песне со стороны влас-
тей, сколько пониманием, что
такой коллектив просто должен
существовать, только назвать
его надо как-то иначе и, самое
главное, дать ему идеологичес-
кую установку. Духовная му-
зыка исключалась – как «опиум
для народа», а народные песни –
как наследие «проклятого про-
шлого». И это было чудовищно.
Но таковы были установки всех
идеологов, командующих куль-
турой того времени.
В конце концов, я понял, что
история Кубанского казачье-
го хора начинается в далёком
прошлом, а то, что видели мы
– это было только следствие,
причём, следствие искажённое.
Два руководителя хора – Гри-
горий Митрофанович Конце-
вич и Яков Михеевич Таранен-
ко были поставлены в жуткие
идейные и художественные ус-
ловия: как же художникам вы-
ражать себя, если нельзя петь
ни духовную, ни народную му-
зыку? Пытались создавать пес-
ни о Кубани, о Красной армии,
но это всё было искусственное…
В конце концов, 26 декабря 1937
года Григорий Митрофанович
был расстрелян…
Я много раз поднимал перед
властями вопрос о том, что ис-
торически в хоре было два кол-
лектива: музыкантский и пев-
ческий хор как единое целое.
Давно мечтаю о симфоническом
оркестре, мечтаю дирижировать
им. Но эта мечта пока не испол-
нилась.
В последние годы хор стал
петь духовную музыку: снача-
ла робко, потом всё увереннее.
Нужно было время, чтобы и мне
самому устояться, и хор воспи-
тать. Каждая репетиция начи-
нается и заканчивается молит-
вой.
А сегодня Кубанский казачий
хор поёт в храмах. Года два назад
нам довелось петь в Кафедраль-
ном соборе Риги. Пригласил нас
архиепископ, митрополит Лат-
вии Александр. Стечение наро-
ду в храм в тот день было не-
обыкновенное. Надо сказать, се-
годня в русскоязычном населе-
нии Латвии очень сильны на-
строения русского патриотизма.
Вообще, по-моему, русофобия
больше всего распространена не
в каких-то там других странах, а
в самой России. Именно в Рос-
сии русскую идею просто невоз-
можно «пробить», русская идея
самая запретная, она во все вре-
мена почему-то вызывает страх
у властей…
А теперь моя мечта – восста-
новить структуру Кубанского
казачьего хора в том виде, какой
она была изначально. Хотя в Го-
сударственном научно-творчес-
ком учреждени (ГНТУ) «Ку-
банский казачий хор» есть, по
сути, и научный институт фоль-
клора и этнографии, есть акаде-
мия, есть школа, но, тем не ме-
нее, использовано далеко не всё,
что было в дореволюционном
певческом хоре.
В меру своих скромных воз-
можностей стараюсь верой и
правдой служить этому коллек-
тиву. Многое в его судьбе меня
тревожит. Ибо Кубанский ка-
зачий хор дважды официаль-
но расформировывали. Когда я
пришёл в него в 1974 году, он
был на грани роспуска. Такое не
исключено и в будущем. При-
чём, расформирования ведь мо-
гут быть не прямые, а косвен-
ные. Скажем, в противовес хору
можно создать какой-нибудь бу-
тафорский коллектив, который,
якобы, будет делать то же са-
мое, что делает Кубанский ка-
зачий хор. Да всякие варианты
возможны.
Человек может иметь и ум, и
талант. И то, и другое – дар Бо-
жий. Но куда этот дар направ-
лен? На добро или на зло? Что-
бы устроить побоище, уничто-
жить миллионы людей, тоже ну-
жен талант, но – со знаком ми-
нус. Не икона спасительная, а
чёрный квадрат. На созидание
или на разрушение направлены
твои способности? Вот где ле-
жит межа между добром и злом.
Я радуюсь, когда в коллекти-
ве появляются одарённые пев-
цы, танцоры, руководители. В
одиночку хор не создашь. Его
можно создать только сооб-
ща. И я уверен, что мои учени-
ки продолжат творческую де-
ятельность Кубанского каза-
чьего хора. С уходом того или
иного человека не заканчива-
ется жизнь… Скоро будем от-
мечать 200-летие, а там дойдёт
и до 300-летнего юбилея, и до
500-летнего. Но всё-таки каж-
дый из нас, прежде всего, дол-
жен стараться БЫТЬ. И каждо-
го из нас надо судить только по
делам.
Надо служить Отечеству. Бо-
яться никого не надо, кроме Гос-
пода Бога.
P.S. Сейчас Виктору Гаври-
ловичу 73 года. Он казак по
рождению и воспитанию. На-
родные и духовные песни
слышал с детства, впитал ка-
зачьи традиции... Невероят-
но сильное желание стать му-
зыкантом и абсолютная уве-
ренность, что это произой-
дет, были у него всегда.
Союз казачьих обществен-
ных объединений Казахста-
на поздравляет его и Кубан-
ский казачий хор с 200-ле-
тием. Приказом Верховно-
го Атамана Ю.Ф. Захарова ху-
дожественный руководитель
награжден высшей наградой
Координационного Совета
русских, казачьих и славянс-
ких организаций Казахстана
– Серебряным крестом с зо-
лотыми крыльями, а творчес-
кий коллектив – орденом «Ге-
нерал-губернатор Г.А. Кол-
паковский», посвященным
150-летию победы под Узуна-
гашем.
Товарищ Верховного Атамана
СКООК В. ШИХОТОВ